Доступная среда

Российское законодательство – прежде всего, Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – предусматривает гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Основная задача деятельности в этом направлении это создание системы образования для инвалидов, с тем, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.

Необходимо в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Одним из приоритетных направлений развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в последние годы рассматривается организация обучения таких лиц в обычных образовательных учреждениях.

Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

 

 Об условиях, созданных для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

   Наименование показателя
Перечень специальных условий, имеющихся
в образовательном учреждении
 
1.
Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры,
обеспечивающей условия для пребывания лиц
с ограниченными возможностями (далее-ЛОВЗ)
 
наличие приспособленной входной группы здания для ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления) Широкие входные двери и лестницы  
наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.) Расширенные дверные проёмы в школьную столовую и спортивный зал школы.

 

Лестницы, оборудованные ограждениями с поручнями.

 
наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ЛОВЗ (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.) Санитарно-бытовые помещения: санузел расположен на 1 этаже.  
оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др.
Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией,
информационным табло (указатель выхода), указателями.
 
На входной группе здания присутствуют тактильные таблички
с плосковыпуклым шрифтом и текстом с использованием шрифта Брайля, в
которых  содержится информация о названии учреждения, графике его
работы.
 
2.
Сведения об информационном обеспечении доступности
профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ
 
наличие адаптированного сайта (обязательно указать ссылку на сайт)
http://заринскаяоош.рф/
 ( версия для слабовидящих)
 
наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения инвалидов и ЛОВЗ http://заринскаяоош.рф/sample-page/сведения-об-обеспечении-возможносте/  
3. Сведения об обучении инвалидов и ЛОВЗ  
наличие программ для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ нет  
с применением дистанционных технологий нет  
наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ Педагоги школы прошли повышение квалификации в ООО «Инфоурок» по программе «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» (72 часа) (Галямова А.М., Утисинова Р.Ж., Ахметкалиева Н.Е., Виноградова Л.Р., Кушпанова А.А., Князев И.Ю., Лёвина Л.В.))  
электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; нет  
4. Техническое обеспечение образования  
использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проектов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др. Подробнее   
специальное автоматизированное рабочее место нет  
обеспечение возможности дистанционного обучения Имеется  
наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов Нет.  
наличие адаптированного для инвалидов и ЛОВЗ производственного обучения Нет.  
комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения) отсутствует  
наличие иного адаптированного для инвалидов и ЛОВЗ оборудования Нет.  
наличие специальных технических средств обучения Нет.  
наличие электронных образовательных ресурсов нет  

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач: 

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; 
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; 
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы; 
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Цели Программы:

формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи Программы:

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

Этапы и сроки реализации программы «Доступная среда»

I этап: 2011 — 2012 годы;
II этап: 2013 — 2015 годы;
III этап: 2016 — 2018 годы;
IV этап: 2019 — 2020 годы;
V этап: 2021 — 2025 годы